Заметные велосипедисты

Перевод статьи «Don’t make bicyclists more visible. Make drivers stop hitting them».

Не надо делать велосипедистов заметнее. Не давайте водителям их сбивать.

Законы об обязательном ношении шлема и световозвращающая краска всего лишь показывают, кому на самом деле принадлежат дороги.
Эбен Вайс, 15.04.2015

bike_lane
Велополоса, на которой, если вам повезёт, автомобили не попытаются вас сбить. Возможно. (Мэтт МакКлейн для The Washington Post).

Около ста лет назад автомобильная индустрия провернула ловкий трюк: она украла у нас дороги общего пользования.
Дело в том, что на заре автомобилестроения бытовало старомодное представление о том, что человек, управляющий огромным движущимся механизмом должен беспокоиться о безопасности других людей. Потом началось массовое производство, и появилась Model T [первый массовый автомобиль Ford – прим. пер.]. Внезапно машины заполонили всё вокруг, и к концу 1920-х автомобили (а точнее, их водители) уже убили более 200000 человек.
Однако мы пытались сохранить человечность. В городах стали вводить более строгие правила дорожного движения и более жёсткий контроль. Автоиндустрия ответила началом пропагандистской войны, замаскированной под кампанию за безопасность на дорогах. Одним из их наиболее удачных их приёмов было изобретение понятия «неосторожного пешехода» (jaywalker), которое, по сути, окончательно лишило нас права прохода (подробнее можно прочитать здесь).
На улицах продолжается бойня, но мы уже давно научились винить жертв вместо того, чтобы возмущаться смертями. Переход улицы стал незаконным, за исключением тех нескольких секунд, пока горит зелёный сигнал. Фактически, вы лишаетесь равного доступа к общественным дорогам, если не можете выложить круглую сумму за автомобиль. Всё, с чем мы остались — это инфраструктура, оптимизированная для частного транспорта и нация субсидированных водителей, которые отказываются финансировать любой другой вид транспорта, и реагируют на штраф за парковку так, словно их распяли. Конечно, водители, велосипедисты и пешеходы, по идее, должны равноправно пользоваться дорогами, но посмотрим, насколько «равным» вы себя почувствуете, педалируя по обочине среди битого стекла рядом с проносящимися мимо автомобилями. Это американское понятие «равноправия» — скрытая форма неравенства, когда мы делаем вид, что сильные ничем не отличаются от слабых.
(И нет, я не заявляю, что автомобилей быть не должно. У меня самого есть автомобиль. Просто автомобилисты — это как белые люди и Уолл-стрит: они меньше всех нуждаются в защите).
Но ведь всё меняется, правда? Поколение 2000-х возвращается в города и требует улиц, приспособленных для жизни! В городах устраивают велополосы и велопарковки! Каждое воскресенье движение по одной из улиц в вашем районе перекрывают, чтобы устроить фермерский рынок, а улыбающиеся профессионалы бодро шагают и едут на ситибайках в свои таунхаузы, чтобы приготовить местные «органические» овощи, которые придадут им достаточно сил, чтобы ещё одну неделю вытеснять вас с рынка рабочей силы!
[Согласно исследованию, увеличение числа велополос ведёт к сокращению количества велосипедистов на тротуарах]
Автопроизводители тоже поменялись, правда? Безусловно. Теперь они дружелюбные и симпатичные. Нет больше Генри Форда-антисемита, теперь есть Билл Форд младший, спонсор велопроката. Они делают электрокары и семейные кроссоверы с сенсорами и камерами, компенсирующими водительскую невнимательность, воспитывавшуюся культурой на протяжении века. И не забудьте про ИТ-компании: Google и Apple собираются полностью избавить нас от аварий, и скоро все мы будем неспешно ездить туда-сюда в утопическом мире самоуправляемых гольфмобилей.
Но не дайте себя одурачить. То, что придумали автомобильные компании настолько тонко, настолько коварно, настолько ужасно, что уловка с «неосторожным пешеходом» покажется вам филантропией по сравнению с этим:
Они превращают людей в автомобили.
Да, именно так. Впрочем, они начинают не с пешеходов. Они начинают с велосипедистов. Первый шаг — принятие законов об обязательном ношении шлемов взрослыми, таких как, например, закон, внесённый в Калифорнии (который также требует наличие световозвращающей одежды ночью). Мы уже на пороге того, что причиной любого несчастного случая с участием автомобиля и велосипеда (полиция всегда подразумевает, что это «случай»; водителям позволено неограниченное количество «ошибок») всегда будет считаться ошибка велосипедиста, а отсутствие у него шлема будет автоматически означать виновность. Поэтому каждый раз когда вы читаете о велосипедисте, который был ранен или убит, в новости обязательно упоминается шлем, неважно, имеет ли хоть какое-нибудь значение эта деталь. («Ноги велосипедиста были раздавлены потерявшим управление катком. Уголовное преследование не ведётся. Потерпевший ехал без шлема»).
Так почему же шлемы делают обязательными? Для нашей безопасности? Умоляю вас. Статистика травм головы при движении на велосипеде настолько неоднозначна, что правительству США пришлось прекратить преувеличивать эффективность велосипедных шлемов в соответствии с Законом о качестве данных. Возможно, вы из тех, кто считает, что езда без шлема равнозначна самоубийству. Возможно, вы из тех, кто категорически отказывается носить его, потому что он портит причёску. Или, возможно, вы, как и я, не сильно переживаете по поводу волос (которые всё равно рано или поздно выпадут), и поэтому носите шлем когда едете на спортивном велосипеде в велоформе, но оставляете его дома, когда неспешно барражируете по городу в обычной уличной одежде. Главное, что у вас есть выбор.
Вот почему автоиндустрия, страховые компании и политики, которых они лоббируют, хотят вводить законы о шлеме. Во-первых, заставив людей носить шлем, они переносят ответственность на велосипедистов и избавляют правительство от необходимости строить более удобную велосипедную инфраструктуру, а водителей — от необходимости соблюдать правила дорожного движения. «Хотите безопасности? Мы не будем строить велодорожки. Они занимают слишком много парковочных мест. Оденьте лучше этот колпак из пенопласта, и всё будет хорошо»! Дело сделано.
Во-вторых, законы о ношении шлема препятствуют тому, чтобы люди использовали велосипед как ежедневное транспортное средство, делая его неудобным и создавая иллюзию опасности. В Австралии есть масса свидетельств того, что законы о шлеме гораздо сильнее затормозили распространение велосипедов, нежели увеличили безопасность. Взгляните на велопрокат в Мельбурне: почти никто им не пользуется, потому что сперва необходимо купить шлем. В то же время в таких странах как Голландия и Дания, где число велосипедов очень велико, велосипедист в шлеме почти такая же редкость, как водитель автомобиля в шлеме здесь, в Америке. И тем не менее, похоже, что дела у них идут неплохо — возможно, потому, что у них развита инфраструктура, и они по-прежнему считают, что человек, управляющий огромным механизмом на дороге общего пользования должен отвечать за то, чтобы этот механизм не убивал людей.
Но предположим, что вы согласны цеплять бампер из пены на голову каждый раз, когда садитесь на велосипед, даже если просто едете в магазин на углу за непомерно дорогой фермерской капустой. Это только начало! Потому что теперь Volvo — эти милые пекущиеся о безопасности шведы — хотят, чтобы велосипедисты ещё больше увеличили свою «безопасность» и распыляли на себя нечто под названием «Lifepaint» [краска жизни — англ.], светящееся в темноте.
Это ещё один способ полного переноса ответственности водителей за то, что они делают со своими машинами, на других участников движения. В чём истинный смысл этого изобретения? В рекламном ролике полно положительных отзывов, в том числе и этот, от водителя:
«Одежда, которая так привлекает внимание водителей вроде меня — это просто фантастика».
Что?! Как можно так забываться? Никто не обязан привлекать твоё внимание, когда ты ведёшь автомобиль. Твоё внимание и так должно быть сосредоточено на дороге, и только на ней.
С другой стороны, «краска жизни» будет так здорово смотреться на «умном шлеме» от Volvo.
[На карте: легко ли перемещаться по городам США, двигаясь только по велодорожкам]
Итак, политикам нужны законы об обязательном ношении шлема, а автопроизводители предлагают нам покрыть себя с ног до головы светящейся в темноте краской перед тем, как садиться на велосипед. Такими темпами скоро нам потребуются права и регистрация для управления велосипедом, а ездить мы будем в огромных световозвращающих боди со светодиодной подсветкой, с австралийскими «умными шляпами» на голове и GPS-маячками промеж ягодиц, чтобы не быть сбитыми автомобилем iCar компании Apple.
Ого! Да вы теперь настоящий внедорожник!
И вот тут они возьмутся за пешеходов. Вас могут раздражать велосипедисты — это так по-американски, в конце концов — но запомните мои слова: очень скоро мы все будем ходить по городу, одевшись как Динамо из «Бегущего человека». Можете попрощаться со старым добрым аналоговым передвижением без дополненной реальности.
И не говорите, что я вас не предупреждал.

Your comment: